В один прекрасный деть 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый киносеанс, билет на него стоил всего лишь 1 франк. Можно ли на этом основании думать «Прибытие поезда» или «Политого поливальщика» коммерческими фильмами? Без всяких сомнений, они имели сумасшедший успех у публики и стали лучшими фильмами того времени. При всем при том не вызывает сомнений и то, что Луи Люмьер придумывал свои «движущиеся картинки» вовсе не ради извлечения прибыли, ведь его фабрика по производству фотопродукции преуспевала и давала хороший доход. С тех пор в киноиндустрии совершились значительные изменения. Фильмам, приносящим прибыль, в настоящее время четко противопоставляется «чистое искусство». С одной стороны делается коммерческое, массовое кино, «мейнстрим», с другой – некоммерческое, независимое, параллельное, альтернативное, авангардное, авторское кино, «андеграунд». Особо стоит очень небольшая группа режиссеров, которые провозглашают себя «независимыми от независимых». Самые активные сторонники этого направления считают даже постыдным для себя получать деньги за свою работу. Кино – очень сложный и ресурсоемкий вид искусства. Именно поэтому режиссер, в отличие от художника или писателя, не может творить «в стол». Работа над фильмом требует вовлечения актеров, операторов, монтажеров, специалистов по звуку и свету. Помимо этого необходим сценарий, костюмы, помещение для съемок, дорогая аппаратура и многое другое. Безусловно, все это требует вложения немалых денег. Поэтому понятие «независимое кино» само по себе является довольно условным. Когда режиссер зависит от стольких факторов, он уже не может работать только для себя. Когда ограничен бюджет фильма, режиссер не может себе позволить дорогих кинематографических решений, даже если этого требует сценарий - фильмы в хорошего качества требуют определённого бюджета. Кино – очень сложный и ресурсоемкий вид искусства. Именно поэтому режиссер, в отличие от художника или писателя, не может творить «в стол». Работа над фильмом требует вовлечения актеров, операторов, монтажеров, специалистов по звуку и свету. Помимо этого необходим сценарий, костюмы, помещение для съемок, дорогая аппаратура и многое другое. Естественно, все это требует вложения немалых денег. Поэтому понятие «независимое кино» само по себе является довольно условным. Когда режиссер зависит от стольких факторов, он уже не может работать только для себя. Когда ограничен бюджет фильма, режиссер не может себе позволить дорогих кинематографических решений, даже если этого требует сценарий. Есть три основных пути снять фильм. Первый, официальный, которому следует большинство режиссеров «мейнстрима», - это коммерческий путь, когда от денег, вложенных в фильм, инвесторы ожидают отдачу, прибыль. Второй путь – тот же поиск спонсорских денег и субсидий, но уже не на условиях прибыли или возврата, это либо чистое меценатство, либо реклама (в самом фильме, в титрах, в будущих интервью). По этому пути развивается, в основном, авторское кино. И третий путь, доступный для молодых и неизвестных авторов, это поиск возможностей снять фильм с очень небольшим бюджетом, что называется «из подручных средств». В киноиндустрии этот способ получил название «автобус и собака». «У нас был доступ к школьному автобусу, двум барам, тюрьме, мотоциклу, ранчо и питбуллю. И я писал сценарий к фильму, учитывая только эти элементы», - вспоминает Роберт Родригес работу над фильмом «Эль мариаччи». По тому же пути шел Кевин Смит, снимая «Клерков» ночью в магазине, в котором днем работал (этот эпизод он впоследствии обыграл в фильме «Зак и Мири снимают порно»). Можно сколько угодно спорить, что важнее и какой из этих видов кинематографа имеет право на существование. Однако большинство киноведов сходятся во мнении, что коммерческое кино не может существовать без авторского, оно питается находками независимых режиссеров, в доступной форме несет их идеи в массы. Более того, многие знаменитые актеры и режиссеры начинали свой путь именно с некоммерческих фильмов, работая за небольшую плату или даже вовсе без гонорара. Здесь следует назвать прежде всего Роберта Родригеса, бюджет «Эль мариаччи» составил чуть более 7000 долларов. Почти половину из этих денег он заработал, участвуя в проекте по испытанию на себе новых фармацевтических препаратов по снижению холестерина. А следующий фильм «Desperado» обошелся уже в 7000000 долларов. Между этими картинами прошло всего 3 года. За это время кинокомпания "Коламбия Пикчерз" подписала с Родригесом двухлетний контракт как со сценаристом и режиссером.
|